Хорошее кино
Хорошее кино
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Весь список
Грета Гарбо

 

ДОБРЫЙ СКВЕРНЫЙ МАЛЬЧИК... ГРЕТА

Ее считали фантастически красивой и столь же талантливой. Грета Гарбо — таинственная, не­постижимая женщина и величайшая актриса двадца­того столетия, удостоенная почетного титула «Боже­ственная». Мир поклонялся ей. Ее боготворили Паб­ло Пикассо, Марк Шагал, Чарли Чаплин... В каждой роли — абсолютное перевоплощение! Неизменным оставалось только одно — неподражаемая притяга­тельность и удивительная загадочность Гарбо.

Грета Ловиса Густавсон родилась в шведском городе Гетеборге в 1905 году. Она была третьим ребенком в небогатой семье, где всегда царили по­рядок и спокойствие. Особого достатка в семье не было, но тем не менее отец старался приобтдить де­тей к прекрасному — при любой возможности во­дил их на театральные спектакли... Маленькая Гре­та очень хотела быть... мальчиком. Придя как-то к сапожнику за башмаками, она объявила: «Я маль­чик Густавсонов, пришел за ботинками». Даже став взрослой, она шутя говорила о себе: «Я добрый мальчик», или «Я была сегодня скверным мальчиком, или «Когда я была маленьким мальчиком...»

Детство кончилось, когда умер отец, получивший ранение в Первую мировую войну. Младшая Грета наравне во старшими пошла работать —- сначала уборщицей в парикмахерскую, потом в большой стокгольмский универмаг  помощницей продавца  шляпного отдела. Здесь красивую пятнадцатитилетнюю девушку приметил богатый аристократ  Макс Гампел и увлекся ею настолько , что поселил ее в  своем доме. Что любопытно, мать Греты не возражала против такого поворота событий, очевидно  надеясь, что подобная связь  в конце концов может привести к свадьбе. Но жииоь не оправдала ее ожиданий  прежде всего благодаря поведению Греты: строптивая дочь после нескольких месяцев беззаботной  жизни покинула своего первого любовника ...

Но судьба дала Грете другой  шанс: ее пригласили  сняться в рекламном ролике магазина. Дебютантку заметили профессионалы, и вскоре она  получила маленькую роль в кино.

После выхода фильма начинающие актриса поступила в школу при Королевском драматическом театре в Стокгольме. Там на нее обратил внимание знаменитый шведский режиссер Мориц Стиллер, и Грета снялась в его фильме  "Сага о Йесте Берлинге".  Он же пророчески изрек : "Такое лицо появляется перед камерой только раз в столетие... Она будет самой великой звездой!"

"Гарбо попала под крыло к Морицу  Стиллеру в 1923 году восемнадцатилетней студенткой школы драматического искусства, неуклюжей и неуверенной в своих силах, — пишет биограф актрисы Хьюго Виккерс в своей книге «Грета Гарбо и ее возлюблен­ные». — Еврей, выходец из России... он сам, без чьей-либо помощи, проложил себе путь наверх, сняв в Швеции более сорока картин. Он давно поставил себе целью найти сырой, необработанный материал, из которого можно создать звезду мирового масшта­ба, и поэтому с особым рвением принялся лепить об­раз Гарбо, ее манеру игры, ее личность».

Именно Стиллер придумал для молодой актрисы звучный псевдоним, всячески опекал ее и обучал всему, что только знал сам. После одного из филь­мов с участием Греты на актрису обратили внимание и американские режиссеры. Ее ждал Голливуд, где начинаются столь обычные в истории кино легенды, где замарашки чуть ли не в одно мгновение превра­щаются в принцесс... Здесь, кстати, появление ни­кому не известной шведки поначалу вызвало недо­умение: «И эта крестьянка в грубых чулках и стоп­танных туфлях — будущая звезда?!» — недоумевали голливудские небожители. А киношных Пигмалио­нов не устраивало другое — ее акцент, вздернутый нос и прическа... Стремясь подогнать дебютантку под голливудский стандарт, ее тут же посадили на строгую диету, заставив сбросить четырнадцать ки­лограммов, изменили форму бровей и прическу.

В конце концов американским продюсерам пришлась по вкусу холодноватая, застенчивая, оживляв­шаяся лишь во время съемок нездешняя красавица, и Голливуд заключил с Гретой пятилетний кон­тракт, после чего фильмы с ее участием начали вы­ходить один за другим: «Плоть и дьявол», где ее партнером был Джон Гилберт, сыгравший большую роль и в ее личной жизни; «Любовь» — весьма вольная экранизация «Анны Карениной», «Божест­венная женщина» (о великой Саре Бернар), «Мата Хари», «Дама с камелиями» и другие. Роли и эпохи сменяли одна другую. Петербургская аристократ­ка, парижская куртизанка, авантюристка, королева Кристина... Грета Гарбо во всех этих лентах играла, в сущности, одну и ту же роль — любящей и стра­дающей женщины, которая борется за свое чувство, не считаясь с царящими в обществе условностями.

«Еще в Швеции, будучи совсем ребенком, она попалась на глаза Морицу Стиллеру, — рассказывал друг актрисы, журналист Сесиль Битон, долгое время мечтавший стать ее мужем (и это несмотря на свою гомосексуальную ориентацию!), — тот дал ей книги для чтения, занялся ее образованием, влюбился в нее и сделал ее своей любовницей. Она боготворила его. Ему уже стукнуло пятьдесят, и в ее глазах он стал олицетворением успеха в обществе, ума, всего того, что подстегивает в нас интерес к жизни. Он привез ее в Голливуд. У нее был роман с Джоном Гилбертом. Впервые она столкнулась с кем-то, кто был еще мо­лод. Стиллер пришел в бешенство от того, что она влюбилась в этого недоумка Гилберта и даже ушла от него. Стиллер бросил Голливуд, умер, и Гарбо едва не наложила на себя руки от горя и раскаяния...» Рас­сказывали, что режиссер скончался, держа в руках фотографию Греты...

Но теперь газеты,с удовольствием обсуждали роман знаменитых актеров — Греты Гарбо и Джона Гилберта. Какое-то время влюбленные жили вместе, и Грета, как законная жена, пользовалась всем, что принадлежало Джону. Предложение руки и сердца она вроде бы приняла, но сбежала от жениха в самый день свадьбы. Утром долгожданного дня, проснув­шись позже обычного, Гилберт увидел, как из ворот выезжает автомобиль. В нем сидела Грета... Пред­чувствуя недоброе, Джон кинулся в комнату Гарбо, распахнул шкаф — и увидел пустые плечики. До по­следнего не веря в происходящее, Гилберт не отменил церемонии и явился в церковь. Но оставшись один перед алтарем, потрясенный красавец актер так и не дождался своей невесты. Поговаривали, что ее не уст­раивало пристрастие Гилберта к алкоголю и то, что он якобы стремится примазаться к ее славе. В тридцать семь лет этот актер, с тех пор нигде не игравший, умер от алкоголизма...

Любовники и сожители Гарбо сменяли друг друга. Один из них впоследствии вздохнул: «Она всегда была такой, как сегодня, — женщина с при­сущей ребенку трагичной невинностью. Она прони­цательна, эгоистична, капризна, живет чувством, а не рассудком и до конца погружена в самое себя. От близких людей она требует безоговорочной предан­ности и самопожертвования. Иначе начинает дуть­ся. Ужасно скрытная (кто-то из, ее друзей сказал, что Гарбо делает секрет даже из того, ела она на завтрак яйцо или нет), а еще по-детски безразлична к желаниям других людей, ибо для нее существ только ее собственные».

Однако чем-то все же она привлекала их, этих непостижимых мужчин, к которым сама не так уж и тянулась. Похоже, гораздо сильнее (и в сексуаль­ном плане — тоже!) ее интересовали женщины. Ак­триса считала, что каждый может вести тайную жизнь и иметь свои будоражащие секреты. Правда, ее пугало, с какой озлобленной нетерпимостью от­носилась к подобным вещам широкая публика...

Влюбленный в нее Сесиль Битон продолжал за­брасывать ее письмами, пестрящими множеством трогательных фраз вроде следующей: «Спасибо, что позволяла мне расчесывать тебе волосы...»

Битон познакомился с Гарбо в 1932-м, когда добивался разрешения сделать ее портрет. На про­щание Гарбо подарила ему розу, прикоснувшись к лепесткам губами... Сесил жил в Англии, но при первой же возможности мчался к Грете в Нью-Йорк. А если не мог — осыпал письмами, часто зво­нил. Когда он умер в 1980 году, на стене его спаль­ни обнаружили ту самую засушенную розу...

Однажды Гарбо спросила одну из подруг: «Ну почему у меня нет мужа и детей? » Ее собеседница удивилась: «Ты это серьезно? Да миллионы муж­чин сочли бы за счастье ради брака с тобой при­ползти к тебе на четвереньках!» «Нет, — ответила актриса, — мне еще не встретился такой мужчина, за которого я бы вышла замуж».

Несколько ширококостная, с крупным носом и мальчишеской походкой, перед камерой Грета пре­вращалась в утонченное обворожительное создание. По словам поэтессы Айрис Гри, когда Гарбо смеживала веки, ее длинные ресницы цеплялись друг за дружку, и перед тем, как она снова открывала глаза, слышался явственный шорох...

Когда она впервые приехала в Голливуд, почти фазу же были сделаны фотопробы. Результаты оше­ломили всех: ее лицо обладало античными пропор­циями, а тело соответствовало параметрам Венеры Милосской! Великой кинозвездой Гарбо сделало, конечно, счастливое сочетание многих качеств, од­нако, по мнению киноведов, прежде всего способст­вовала этому ее необыкновенно притягательная кра­сота. Хотя, если и не принимать во внимание ее внешность, надо признать: Грета действительно бы­ла изумительной драматической актрисой.

Почувствовав себя знаменитой, Гарбо все сме­лее и смелее стала выдвигать свои требования владельцам студий, что было неслыханно в те времена. Она требовала увеличить гонорар, самостоятельно выбирала сценарии, партнеров, отказывалась от участия в рекламе. Она не любила репетировать и готовиться к роли, а просто выходила к камере и преображалась. Когда в конце 1920-х годов в кино появился звук, многие актеры вынуждены были по­кинуть экран — так и не смогли перешагнуть «зву­ковой» барьер. Гарбо преодолела его с необык­новенной легкостью. В 1930-м в «Анне Кристи» зрители впервые услышали ее голос — низкий, с волнующей хрипотцой. Звук расширил творческие возможности актрисы, дал блеснуть ее таланту но­выми гранями.

В 1941 году, после провала фильма "Двуликая женщина", Гарбо решила уйти из кино. И на пятьде­сят лет ушла от всего! А ведь ее просто жаждали снимать. В 1940-е годы появился довольно заманчивый сценарий, рассказывающий о волнующей истории любви Фридерика Шопена и Жорж Санд.  Казалось, что «таинственная леди» обязательно согласится иг­рать роль такой необычной, неординарной женщины. Однако звезда отказалась — и в возрасте тридцати шести лет навсегда покинула кино. «Я устала от Гол­ливуда — признавалась она —никогда не любила свою работу, бывали дни, когда я просто заставляла себя идти на студию. По сути, я снималась даже дольше, чем планировала. Остановиться мне не позволял контракт». И, кроме того,  она очень хотела, чтобы зрители запомнили ее молодой и красивой...

С тех пор ее практически никто не видел. Только один раз Гарбо появилась в Академии киноискусства, где в 1956 году ей торжественно вручили «Оскара». Она переехала в Париж (в войну Гарбо пе­реводила сюда огромные денежные средства на поддержку движения Сопротивления), жила там уединенно: не появлялась на публике, не давала интервью журналистам. Иногда путешествовала, останавливаясь в дорогих отелях. В деньгах она не нуждалась, будучи мультимиллионершей еще с начала 1940-х. Ее страстью были картины и антиквариат, она владела несколькими домами в Швеции,Нью-Йорке, большим торговым центром. Рассказывали что в 1960-х актриса гостила на вилле у греческого миллиардера Аристотеля Онассиса. Она никогда не была замужем, что послужило поводам для навязчивых слухов о ее «женских» романах, которые (что скрывать!) действительно имели место.

Один из них — с Мерседес де Акоста, в свое время знаменитой дамой литературных и кинематографи­ческих кругов. Она дружила со многими знаменито­стями: Пикассо, Стравинским, Сарой Бернар, но еще больше обожала известных кинокрасавиц. «Я могу отбить любую женщину у любого мужчины», — хва­лилась она. В числе ее подружек оказались Марлен Дитрих и Грета Гарбо...

Гордая Грета не прощала своим друзьям и возлюбленным ни малейшей ошибки и при первой же оплошности с их стороны порывала с ними. Как это, к примеру, произошло с Сесилем и Мерседес. Де Акоста сильно переживала из-за разрыва и забра­сывала бывшую подругу разными подношениями и письмами. Когда однажды они  послала актрисе корзинку с рождественскими подарками, та вернула ее через испуганного мальчишку-рассыльного, предусмотрительно вытащив бутылку водки. Грета не была бы Гретой, если бы изменила своим эгоисти­ческим привычкам ...

Одну из попыток вернуть актрису на экран сделал режиссер Уайлдер, пригласивший ее на главную роль в свой фильм «Бульвар Сансет». Рассказывали, что Гарбо отнеслась к предложению довольно милостиво и даже пришла на съемочную площадку, но, лишь только включили свет и навели  камеру, сказала: «Не могу!» И ушла...

Говорят, в последние годы Грета любила просматривать картины со своим участием. О себе предпочитала высказываться в третьем лице: «Она была хороша...» Однажды в круизе по Средиземноморью ей преподнесли только что вышедшую книгу о ней. Пробормотав слова благодарности, Гарбо повернулась и выбросила подарок за борт...

Один английский аристократ сообщал о Гарбо в письме к своему другу: « Она уже не так хороша, как прежде, и к тому же порой невообразимо скучна. Она увлекается диетами, доморощенным богоиска­тельством и прочей дребеденью. Но вдруг происхо­дит нечто — и ты физически ощущаешь ее обаяние, красоту и величие. Словно нажатием кнопки она включает тайный механизм своей былой власти».

В 1990 году Греты Гарбо не стало. Умерла она, как и хотела (хотя кому теперь доподлинно известно, чего она хотела на самом деле?!), одинокой в частной нью-йоркской клинике. Все ее огромное состояние отошло единственной родственнице — ее племянни­це. Гарбо завещала похоронить себя в Стокгольме, но это удалось выполнить лишь девять лет спустя. За эти годы шведская разведка рассекретила документы, из которых стало известно: в годы Второй мировой вой­ны Грета Гарбо выезжала в Европу с тайной миссией. Во многом благодаря ее связям и влиянию удалось наладить агентурную сеть, которая помешала созда­нию фашистами атомной бомбы...

Можно только догадываться, почему эта вели­кая актриса в самом расцвете творчества добро­вольно ушла в безвестность. Может быть, действи­тельно хотела остаться в памяти миллионов по­клонников вечно молодой, красивой, загадочной? Что ж, если это так, своего она добилась: миф Гарбо живет и поныне волнует людские умы...

Источник информации: "Грезы любви и экрана" (Издательство "Эксмо", 2007)
Оставить комментарий:
* Имя:
Ваш e-mail
*Комментарий:
*Код на изображении:

   Последние обновления:
фильмы

личности в кино

статьи

Троник:сделайте сайт у нас
История Олимпийских Игр
От античности до современности
Петр и Патрик
Все об Ирландии